08faccb55445e9594ae74a7b42de7649

И снова о пенсиях. Есть еще варианты

Общество

 

Много копий сломано при обсуждении пенсионной реформы, инициированной Правительством России. Что ж, все новое всегда встречает противодействие старого и проверенного, и это естественно. Инерция системы всегда вносит коррективы в любой проект или реформу. И, чтобы преодолеть это противостояние, нужны огромные усилия, сильные лидеры, а самое главное — новые идеи.

 К сожалению, в той доступной информации, которую мне пришлось осмыслить, нет ничего нового, кроме как повышение пенсионного возраста. А это, естественно, никому понравиться не может.

Основы нынешней пенсионной системы были заложены в 1956 году. И почти в неизменном виде она сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны:

1. пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;

2. стаж, необходимый для назначения пенсии, — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;

3. размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни.

При этом обеспечение получателей пенсий происходило за счет отчислений от заработной платы работающих граждан, что действует и по сей день. С каждого заработанного рубля 22 копейки уходят в Пенсионный Фонд и распределяются согласно общего стажа и заработка пенсионера.

 Однако со времен СССР многое изменилось — например, не все граждане России работают, и тем более на государственных или крупных предприятиях, где отчисления с зарплаты легко фиксируются. В настоящее время всего работающих в России около 72 миллионов, а пенсионеров — 42 миллиона.

То есть при средней заработной плате в 36 тысяч рублей в Пенсионный Фонд теоретически отчисляется около 570 миллиардов рублей в месяц, что при отчислениях на содержание Фонда позволяет выплатить среднюю пенсию в размере 11 тысяч рублей, хотя Госстат сообщает, что ее размер составляет 14,1 тысяча рублей. Вывод напрашивается сам собой: Пенсионному фонду не хватает средств на обеспечение пенсий, и дефицит покрывается за счет бюджета страны.

 При этом при СССР при полной занятости населения и при отсутствии «серых» и «черных» зарплат, при низком уровне механизации и роботизации производства, получение средств для обеспечения пенсионеров осуществлялось автоматически. В настоящее время в этой сфере возникло много проблем. Например, один и тот же объем работ в 60-х, 80-х, годах выполняло 10 рабочих, то сейчас за счет механизации, автоматизации, интенсификации труда, роботизации и новых технологий — 3 человека, и это позволяет получать сверхприбыли владельцам активов и легально уходить от уплаты отчислений в Пенсионный фонд.

Напрашивается вывод, что нужно отказаться от начислений на зарплату работающих и перейти к начислениям на объем подряда. То есть при фиксации факта договора на производство любой продукции на сумму, указанную в смете, прилагаемую к договору, начислять около 7%, фиксировать их в Сводном сметном расчёте как «прочие затраты» и направлять их на основании подписанных актов выполненных работ в Пенсионный Фонд.

Прежнюю ставку в 22% от фонда зарплаты оставить только для государственных, муниципальных служащих и работников образования, здравоохранения и сферы услуг. А вот для частных предпринимателей, работающих по патенту или самозанятых граждан нужно с их согласия установить фиксированные отчисления в Пенсионный фонд в размере не менее расчётной суммы, варьирующей в пределах 6-7 тысяч рублей в месяц.

Пенсии для граждан должны устанавливаться не только в зависимости от стажа занятости и величины зарплаты, но и от его заслуг перед отечеством, регионом и муниципалитетом.

Эти надбавки должны формироваться за счет дополнительной нагрузки на использование недр и природных ресурсов. По моим расчётам, повышение налога на использование недр на 1% позволит решить эту проблему в полном объеме.

Мощь государства заключается не только в наличии сильной армии, но и в лояльном правительству населении, где «пятая колонна» не сможет найти своих подельников. Поэтому экспериментировать с пенсионным обеспечением нужно с большой осторожностью. Можно установить рекомендуемый возраст для ухода на пенсию 55 лет для женщин и 60 для мужчин — и премиальный, когда за каждый год проработанный сверх рекомендуемого добавлять определенный процент к телу пенсии.

Сама идея Пенсионного фонда хороша, но ее то же нужно модернизировать. И тут есть два пути: или, ликвидировав Фонд, его функции передать в Казначейство, что позволит экономить приличные суммы, ориентировочно в 15-17% от всех поступлений, — или реорганизовать Фонд в Пенсионный Государственный Банк со всеми вытекающими возможностями.

К сожалению, мои идеи вряд ли будут реализованы, но право на жизнь они имеют, и надеюсь, что найдутся умные и заинтересованные люди, которые смогут их претворить в жизнь.

Станислав Матвеев,

депутат Государственного Совета Крыма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *